Власть меняет медиаполитику. У многих дежавю" />

Кому принадлежат медиа в Грузии?

Власть меняет медиаполитику. У многих дежавю

JAMnews предлагает обновленную информацию о медиасреде в Грузии. В аналитическом обзоре использованы данные исследования организации «Международная прозрачность — Грузия», опубликованного 2 апреля 2019 года.

Первое исследование на эту тему было опубликовано в январе 2017 года.

Как изменился c тех пор медиаландшафт Грузии за последние годы, и кто контролирует грузинские телеканалы?

Телевидение — главный способ формировать общественное мнение в Грузии

Перед промежуточными выборами в парламент Грузии в 2019 году телекомпания «Рустави-2» оказалась в центре нового скандала.

Владелица девяти процентов доли в телекомпании требует возмещения ущерба, понесенного в результате действий остальных владельцев и директора. Руководство телекомпании называет это очередной политической атакой.

Тбилиси. Фото JAMnews

На последних по времени парламентских выборах 8 октября 2016 года только три партии сумели преодолеть пятипроцентный барьер и войти в парламент – правящая «Грузинская мечта», «Национальное движение» и «Альянс патриотов».

Все три партии отличаются друг от друга, хотя есть и нечто объединяющее – все они обладали телевизионным медиаресурсом, что оказало серьезное влияние на выборы, полагают эксперты.

Нынешняя конфигурация парламента показывает, что несмотря на увеличение количества социальных сетей и интернет-ресурсов, в Грузии именно телевидение продолжает формировать общественное мнение и остается важнейшим оружием в политических баталиях.

После смены власти в 2012 году, главные и наиважнейшие ожидания общества были связаны с тем, что «Грузинская мечта» освободит медиа от государственного давления.

В годы правления Саакашвили три центральных телеканала — «Имеди», «Рустави-2» и «Общественный вещатель» — выполняли заказ властей и полностью контролировались ими.

После прихода к власти «Грузинской мечты» положение сразу улучшилось. Грузинская аудитория получила если не полностью освобожденные от диктата медиа, то хотя бы разнообразие мнений и точек зрения.

Несмотря на то, что власти создали серьезные проблемы оппозиционному телеканалу «Рустави-2», он всегда продолжал вещание. Голос оппозиции можно было услышать и на других каналах. Главным достижением «Грузинской мечты» назывался плюрализм медиа.

Хотя, как видно, радость оказалась преждевременной. Процессы, начавшиеся еще в 2015 году, окончательную форму принимают сегодня.

Очевидно, что власть меняет медиаполитику, и Грузия находится в новой медиареальности.

В конце 2016 года стало известно о том, что три крупных канала будут объединены под одним крылом, а директором «Общественного вещателя» назначается менеджер, известный своей лояльностью к властям. Такие меры значительно усилили контроль властей в телевизионном пространстве. Изменения отразились на редакционной политике этих каналов.

К этому добавилась неясность вокруг судьбы оппозиционной телекомпании «Рустави-2».

Коротко о том, как поделено сегодня телевизионное пространство Грузии.

Холдинг «Телеимеди»

В холдинг «Телеимеди» входят три телекомпании – «Имеди», «Маэстро» и GDS.

В 2012 году с приходом во власть «Грузинской мечты» самые важные изменения произошли в телекомпании «Имеди». «Телеимеди» был возвращен семье бизнесмена Бадри Патаркацишвили, у которой несколько лет назад телевидение было отобрано в результате подозрительных и неясных процессов — Михаил Саакашвили передал его лицам, лояльным к властям.

В новых условиях телекомпания «Имеди» моментально сменила редакционную политику. Пропагандировавшее власть Саакашвили телевидение трансформировалось в компанию, всецело поддерживающую «Грузинскую мечту».

В течение четырех лет здесь закрывали рейтинговые политические ток-шоу, увольняли популярных журналистов, которые говорили о вмешательстве государства в процессы, протекавшие в телекомпании.

Медиамониторинг показывает, что с 2016 года позитивная тональность в отношении правящей партии и правительства становилась все более откровенной. С приближением выборов в политических ток-шоу «Имеди» основное время все больше и больше отдавалось членам «Грузинской мечты».

История «Имеди» на этом не заканчивается. 8 октября 2016 года — после парламентских выборов — власть затеяла новую волну передела медиапространства, и на этот раз первые изменения коснулись «Имеди».

В конце 2016 года официально стало известно, что к «Имеди» присоединяются принадлежащее семье Бидзины Иванишвили телевидение GDS, а также телекомпания «Маэстро».

Эти три телеканала оказались во владении одного хозяина, и наличие среди них принадлежащего Иванишвили GDS не оставляет сомнений в том, кто этот владелец.

«Имеди» сегодня является главной информационной опорой властей. Только этот канал способен конкурировать с оппозиционным «Рустави-2», который, однако, остается главной головной болью властей.

Телекомпания «Маэстро»

При правлении Михаила Саакашвили «Маэстро» был единственным относительно крупным телевизионным каналом, который не контролировался властями.

Когда власть Саакашвили обвиняли в давлении на медиа, представители президента приводили «Маэстро» в качестве примера существования в Грузии оппозиционных медиа.

Драматические перемены совпали с приходом во власть «Грузинской мечты». Параллельно с юридическими разбирательствами между владельцами телеканала менялись его руководители, закрывались передачи, канал массово покидали ведущие, журналисты и продюсеры, которые говорили о политическом влиянии и покушении на редакционную независимость. Задерживалась выдача зарплат.

Подобно «Имеди», редакционная политика «Маэстро» изменилась в корне. До выборов правящая партия в эфире «Маэстро» упоминалась исключительно в позитивном контексте. В ток-шоу в основном участвовали представители «Грузинской мечты», ведущие не стеснялись давать свои позитивные оценки.

После выборов 8 октября 2016 года политические шоу на телеканале были закрыты, сократилась частота информационных выпусков. А в конце декабря стало известно о том, что телеканал покупает провластная телекомпания «Имеди».

В холдинге «Маэстро» ориентирован на новости.

Телекомпания GDS

После «Маэстро» «Имеди» в начале 2017 года приобрела телекомпанию GDS. Эта телекомпания общественно-политического профиля принадлежала семье Бидзины Иванишвили.

В документе, отраженном в публичном реестре, говорится, что стоимость доли и порядок оплаты стороны установят в течение семи месяцев после передачи доли, но общественности до сих пор не известно, за какую цену купила «Имеди» GDS у семьи Иванишвили.

Сегодня телекомпания функционирует как развлекательный канал.

Телекомпания «Рустави-2»

«Рустави-2» оказался единственным телеканалом, который власть Саакашвили сумела сохранить за собой после поражения на выборах 2012 года.

В течение лет «Рустави-2» остается самым популярным и рейтинговым телеканалом Грузии, вещание которого, как и «Имеди», охватывает всю страну. Поэтому борьба за владение телекомпанией превратилась в битву не на жизнь, а на смерть.

История владения этим телеканалом длинная и туманная, поскольку в течение нескольких лет канал не раз менял хозяев.

В 2012 году со сменой власти началась нескончаемая тяжба между владельцами «Рустави-2». Сегодня за телеканал борются его учредители и первые владельцы Давид Двали и Джарджи Акимидзе, а также Кибар Халваши, владевший телеканалом в 2004-2006 годах.

Этот процесс вошел в острую фазу в 2015 году. Тогда суд наложил арест на имущество «Рустави-2». Параллельно шли судебные тяжбы. В конце 2015 года городской суд присвоил телекомпанию Кибару Халваши, что позднее подтвердили апелляционный и Верховный суды.

Власть старалась представить этот процесс как «спор между частными лицами», хотя ни местные, ни международные наблюдатели не сомневаются в том, что за «частными лицами» действовала власть, для которой рейтинговый оппозиционный телеканал является неудобной данностью.

В конечном счете Страсбургский суд по правам человека принял беспрецедентное решение, временно приостановив выполнение решения Верховного суда до тех пор, пока Европейский суд по правам человека не вынесет окончательное решение.

6 мая 2019 года генеральный директор «Рустави-2» Ника Гварамия на специальном брифинге заявил, что власть начала новую правовую атаку на телекомпанию.

По его словам, в «Рустави-2» поступил иск от владелицы девяти процентов доли Нино Нижарадзе против других владельцев, лично Гварамия и дома продаж телекомпании. Нино Нижарадзе требует в сумме около 26 миллионов лари [около $9,5 млн.].

По словам Гварамия, ему ясно, что целью является изменение редакционной политики «Рустави-2», и поэтому иск касается человека, который является гарантом этой редакционной политики.

Сегодня официальными владельцами телеканала являются близкие друзья Саакашвили — бизнесмены Гия и Леван Караманишвили.

Ника Гварамия откровенно признает, что «Рустави-2» — оппозиционный. Сегодня «Рустави-2» — главная информационная опора оппозиционного «Национального движения», выделяющаяся острой критикой властей.

Неправительственный сектор и зарубежные партнеры Грузии сходятся во мнении, что существование «Рустави-2» в качестве оппозиционного канала является важнейшим фактором для демократического развития страны, поэтому с высоких международных трибун рекомендуют властям — не действовать опрометчиво.

Каналы, связанные с «Альянсом патриотов»

С известным антизападной риторикой «Альянсом патриотов», создавшем в парламенте фракцию из шести депутатов, связывали два канала – «Объектив» и «Иберию».

Редакционная политика «Объектива» полностью соответствует партийным интересам – в ходе избирательной кампании ведущие напрямую призывали избирателей голосовать за «Альянс патриотов». Практически во всех передачах «Объектива» участвовали представители этой партии и принимали комплименты ведущих.

Наряду с восхвалением лидеров «Альянса патриотов» на этом канале зачастую слышны критика Запада и про-российский нарратив.

С «Альянсом патриотов» связывали и телекомпанию «Иберия».

По словам владельцев телекомпании, ее «закрыли» власти, создав по политическим причинам искусственные проблемы другому их бизнесу, который был главным спонсором телекомпании.

Факт, что телекомпания была финансово невыгодной и функционировала за счет субсидий. Из-за прекращения вещания спустя несколько месяцев авторизация «Иберии» была приостановлена.

«Альянс патриотов» — лояльно настроенная к властям оппозиция. Соответственно, связанные с партией телеканалы дискомфорта властям не создавали.

 «Общественный вещатель»

В сегодняшней поляризованной среде особое место отводится «Общественному вещателю», который в течение многих лет воспринимался как государственный канал даже после юридического изменения статуса.

Во времена Саакашвили, до 2012 года, канал являлся проводником правительственной линии и контролировался властью наряду с «Имеди» и «Рустави-2».

Но и после 2012 года канал не существовал безбедно. Вокруг директора Гиоргия Бараташвили протекали туманные процессы. Наблюдательный совет «Общественного вещателя» дважды освобождал Гиоргия Бараташвили с занимаемой должности, но он дважды через суд добивался возвращения. Несмотря на эту упорную борьбу за сохранение должности, после выборов 2016 года Бараташвили почему-то решил написать заявление и покинуть пост директора.

Нового директора совет избрал по непонятным критериям. Им стал Васил Маглаперидзе — менеджер, который работал на высоких позициях в телекомпаниях Иванишвили – на «Девятом канале» и GDS. Гражданское общество, между тем, ставит под сомнение и политическую беспристрастность Маглаперидзе, и само решение Совета наблюдателей «Общественного вещателя».

Примечательно, что в апреле 2019 года попечительский совет аджарского телевидения «Общественного вещателя Грузии» большинством голосов раньше срока освободил с поста директора телевидения.

Четверо из пяти членов совета проголосовали за досрочное освобождение Натии Капанадзе с поста, выказав ей недоверие. По мнению медиаэкспертов, реальной причиной была сбалансированная и независимая редакционная политика аджарского телевидения.

Капанадзе опротестовала решение в суде.

Facebook Comments

Читайте также