Неудобный вопрос Лаврову: журналист уволен

В Азербайджане разбираются, где чье "внутреннее дело"

Уход с телеканала Lider журналиста Анара Гасанова вызвал скандал: местные медиа написали, что «заказал» увольнение посол Азербайджана в России Полад Бюльбюльоглу, желая наказать журналиста за «провокационный вопрос» Сергею Лаврову.

На недавней пресс-конференции главы МИД России московский корреспондент азербайджанского телеканала Lider, Анар Гасанов, задал министру иностранных дел России вопрос: «Какова будет позиция Москвы в случае начала контртеррористической операции на оккупированных территориях и очистки от оккупационных сил, закроет ли на это глаза Москва или будет вмешиваться во внутренние дела Азербайджана?». Ответ министра «Это уже не является исключительно темой внутренних дел Азербайджана по поводу Нагорно-Карабахского конфликта» и последовавшие за всем этим события превратились в главную тему для обсуждения в медиа.

Первая официальная реакция на заявление Лаврова от министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова:

«Вся мировая общественность признает и поддерживает суверенитет и территориальную целостность Азербайджана. Что касается мирного процесса, переговорный процесс, проводимый при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ, является международной платформой для урегулирования вопроса на основе норм и принципов международного права. В связи с урегулированием конфликта есть многочисленные решения и резолюции международных организаций, основанные на нормах и принципах международного права».

Но уже после этого заявления Мамедъярова в последующие дни СМИ написали об увольнении по заказу посла Азербайджана в России Полада Бюльбюльоглы задавшего вопрос Лаврову Анара Гасанова: «Посол считает, что вопрос журналиста и ответ на него министра нанес ущерб дружественным отношениям между двумя странами. Посол считает вопрос журналиста «провокационным» и даже оскорбил журналиста за это».

Анар Гасанов ответил на наш звонок, сказал, что занят и освободится попозже, затем перестал отвечать на звонки. Ранее он подтвердил свое увольнение в СМИ:

«Да, меня уволили. Я уже не работаю на телеканале Lider. Распространенная в связи с этим информация достоверная. Больше ничего не хочу говорить».

В посольстве Азербайджана в России сообщили сайту «Ölkə.Az»:

«Посольство занимается своей работой, дипломатической деятельностью. Lider TV же является независимым телеканалом, им виднее, кого им увольнять, а кого принимать на работу».

Руководитель новостного департамента Lider TV Анар Шукюров сообщил JAMnews, что увольнение Анара Гасанова не связано с заданным им вопросом:

«Увольнение Анара Гасанова является внутренним делом канала. Несколько дней назад был уволен еще один сотрудник. В каждом учреждении время от времени увольняют и принимают на работу людей. Это просто совпадение. Что касается заказа Полада Бюльбюльоглу, я, как руководитель департамента, не слышал о том, чтобы он вмешивался в дела нашего телеканала».

Анар Шукюров не стал называть причины увольнения Гасанова, при этом отметив, что заданный им вопрос не отражает позицию телеканала.

Действительно ли корреспондент телеканала Lider TV (считающегося проправительственным) задал Лаврову вопрос, не посоветовавшись с редакцией?

Политический комментатор Азер Рашидоглу:

«Не думаю, что журналист Lider TV мог бы задать Лаврову этот вопрос, не посоветовавшись заранее с руководством телеканала. А его увольнение не было непосредственным требованием России. Попросту какой-то чиновник, оставаясь верным традиции «молодец, собака», решил наказать журналиста. Но при этом не подумал о том, к чему могут привести подобные решения.

В Азербайджане под страхом давления со стороны России и Турции арестовывают журналистов (к примеру, Рауфа Миркадырова), закрывают телеканал (ANS) и вуз (университет «Кавказ»), увольняют журналиста, что говорит о прямом вмешательстве извне во внутренние дела государства. Это позор. Руководитель медиа структуры, увольняющий с работы журналиста по указке сверху либо из другой страны, не имеет ни чести, ни достоинства. Когда я работал в газете «Зеркало» у главного редактора, Эльчина Шихлинского, постоянно требовали меня уволить. На что он отвечал коротко и лаконично».

В распространенном от имени посла Полада Бюльбюльоглу заявлении вопрос журналиста оценивается как наносящий ущерб дружеским отношениям между двумя странами «провокационный вопрос». Обязан ли журналист, задавая вопросы, думать о государственных интересах двух стран? Имеет ли он право задавать вопросы на таких конференциях, не посоветовавшись заранее с редакцией?

Эксперт в области медиа, редактор Median.cafe Ровшан Алиев говорит, что согласование вопросов с редакцией не принципиально:

«Проведем такую параллель. Водитель сел за руль и поехал, он обязан при этом каждую минуту звонить и спрашивать у директора, где он должен остановиться, может ли он повысить либо сбавить скорость, уступить дорогу другому автомобилю?

Редакция планирует тему. А журналист должен ставить вопросы, способствующие раскрытию этой темы. Какая разница, будет ли этот вопрос задан Лаврову, или местным экспертам? Для журналиста все одинаковы – и высокопоставленные чиновники, и низшие чины, и рядовые участники происшествий, и эксперт, которому он звонит каждую минуту и спрашивает мнение.

Сам факт того, что журналист может наладить либо испортить отношения между двумя странами вызывает серьезные сомнения. Тут либо понятие «государство» искажено, либо понятие «журналист». Попросту кто-то ищет козла отпущения для оправдания своих политических неудач, или кто-то занимается не своим делом. В данном конкретном случае журналист занимался своим делом. Он задал вопрос. Если бы он выступил с политическим заявлением, его наказание было бы объяснимым.

Представьте, идет 2003 год. Соединенные Штаты Америки собираются ввести войска на территорию Ирака. Если бы в такое вот время сотрудник иракского телевидения сказал бы «озвучим позицию США», что бы с ним случилось?

Когда осенью 2003 года Соединенные Штаты и Великобритания вводили войска в Ирак, ведущий телеканала CBS Дэн Рэдер и продюсер Джим Мёрфи взяли интервью у Саддама Хусейна.
Интервью Саддам Хусейн согласился дать, но с рядом условий. Должны были снимать только его операторы, его слова мог переводить только его переводчик и т.д. Интервью показали и в Ираке, и в Соединенных Штатах. Таким образом, международная общественность узнала позицию и Саддама Хусейна.

Позиции Буша и Блэра были ясны. Тем не менее, правительство Буша попросило время у телеканала CBS, чтобы ответить на это интервью. Но так как правительство предлагало показать в эфире не высокопоставленных лиц, а пресс-секретаря, договориться с телеканалом не удалось.

То есть, как видите, никто не стал обвинять журналиста в измене национальным интересам, либо называть телеканал предателем. Задавать вопросы, узнавать мнение – почему все это должно портить отношения между государствами?»

Вопрос увольнения журналиста прокомментировал также председатель Совета прессы Азербайджана, депутат Афлатун Амашев:

«Вопрос, адресованный азербайджанским журналистом, корреспондентом Lider TV Анаром Гасановым министру иностранных дел России Сергею Лаврову на нынешнем этапе азербайджано-российских отношений, возможно, был неудачным. В любом случае повторюсь, что увольнять либо оставлять на работе сотрудника входит в полномочия руководства Lider TV».

Опубликовано 24.01.2017

 


Читайте также