Все детали долгой битвы знаменитого грузинского канала с властями. И значит ли новое решение, что канал проиграл" />

Новое решение Страсбургского суда может сделать главный оппозиционный канал в Грузии «Рустави-2» провластным

Все детали долгой битвы знаменитого грузинского канала с властями. И значит ли новое решение, что канал проиграл

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) не нашел ни одного нарушения Конвенции по правам человека в деле грузинской телекомпании «Рустави-2». Страсбургский суд также отменил им же принятое временное постановление, запрещающее приводить в действие решение Верховного суда Грузии от 2017 года в отношении «Рустави-2».

Это означает, что самый крупный оппозиционный канал страны, возможно, больше не будет принадлежать нынешним владельцам и перейдет к своему прежнему хозяину — лояльному к нынешним грузинским властям бизнесмену Кибару Халваши. 

Соответствующее решение было обнародовано сегодня в 12.00 по тбилисскому времени.

В преддверии парламентских выборов 2020 года это решение может в корне изменить политическую ситуацию в стране. 

________________________

• Кому принадлежат медиа в Грузии?

 Facebook-тролли и фальшивые медиасайты. Как власть борется с митингующими

Что за жалоба?

В 2012 году с приходом «Грузинской мечты» и смены власти в Грузии началась нескончаемая тяжба между владельцами «Рустави-2». Сегодня за телеканал борются его учредители и первые владельцы Давид Двали и Джарджи Акимидзе. Другой претендент — Кибар Халваши, владевший телеканалом в 2004-2006 годах.

Этот процесс вошел в острую фазу в 2015 году. Тогда суд арестовал имущество «Рустави-2». Параллельно шли судебные тяжбы. В конце 2015 года городской суд отдал телекомпанию Кибару Халваши, и позднее это же решение подтвердили апелляционный и Верховный суды Грузии.

Бизнесмен Кибар Халваши, владевший телекомпанией в 2004-2006 годах, просит вернуть ему его доли. Халваши утверждает, что тогда вынужден был уступить телекомпанию под давлением власти при президенте Саакашвили.

Нынешние власти старалась представить этот процесс как «спор между частными лицами». Хотя ни местные, ни международные наблюдатели не сомневаются — за «частными лицами» стоит действующее руководство страны, для которого рейтинговый оппозиционный телеканал является неудобной данностью.

Жалобу, которую рассмотрел ЕСПЧ, «Рустави-2» внеслa после того, как все судебные инстанции в Грузии постановили, что нынешние хозяева владеют телекомпанией незаконно.

Верховный суд Грузии постановил, что Кибара Халваши и правда принудили к продаже его акций, и теперь соглашение о продаже телекомпании должно быть расторгнуто.

Однако постановление Верховного суда в силу так и не вступило — 3 марта 2017 года Европейский суд по правам человека беспрецедентно быстро рассмотрел ходатайство нынешних владельцев и решил приостановить исполнение решения Верховного суда Грузии.

В ноябре того же года ЕСПЧ принял к рассмотрению дело, решение которого было обнародовано сегодня.

Страсбургский суд не был уполномочен решить спор – кому на самом деле принадлежит телекомпания. Иск был составлен на основании статей о праве на справедливое судебное разбирательство, праве на свободу выражения мнений, на основании статьи о пределах использования ограничений в отношении прав, а также на основании протокола о защите собственности.

Tо есть Европейский суд должен был решить, нарушалось ли хоть одно из этих прав в отношении «Рустави-2».

Согласно сегодняшнему решение страсбургского суда, против «Рустави-2» не было нарушено ни одно право. В том числе и право на справедливый суд.

Что будет?

Телекомпания может обжаловать это решение в Большой палате ЕСПЧ в течение трех месяцев. В противном случае решение через три месяца вступит в силу.

При этом Кибар Халваши за эти три месяца не сможет сменить менеджмент телекомпании.

Однако, как говорит министр юстиции Грузии Теа Цулукиани, «не факт, что Большая палата обязательно примет этот иск, так как там их жестко отбирают и, возможно, вообще его не примут», — заявила на специальном брифинге Цулукиани.

Нынешний директор телекомпании Ника Гварамия решение Страсбургского суда называет «шокирующим». Он заявляет, что телекомпания собирается обжаловать решение суда в Большой палате.

На брифинге он также представил свой контракт, где сказано — если он будет освобожден от должности до 31 декабря 2020 года, ему должны заплатить солидную компенсацию. Правда, какую именно, он не назвал.

Гварамия сказал, что уйдет с поста только в том случае, если этого захотят сотрудники телекомпании.

По словам Гварамия, у нынешнего менеджмента телекомпании есть минимум пять-шесть месяцев, чтобы оставаться на работе. А дальше все уже будет зависеть от Большой палаты ЕСПЧ.

«Я, мы будем бороться до последнего. Для меня это дело жизни и смерти», — заявил Гварамия.

«Рустави-2» — «ключевая фигура» современной истории Грузии

Первого июня 2019 года «Рустави-2» исполнилось 25 лет. Даже критически настроенные к телеканалу люди признают его особую роль в современной истории Грузии.

История владения этим телеканалом длинная и туманная, поскольку в течение нескольких лет канал не раз переходил из рук в руки.

По информации неправительственной организации «Международная прозрачность – Грузия», в период  с 2004-го по 2012 год телекомпания меняла владельца двадцать раз. И каждый раз такую смену сопровождали «мутные» истории, так что и сегодня многие вопросы остаются без ответов. За всеми этими сделками стоял режим Саакашвили.

В преддверии «революции роз» «Рустави-2» открыто поддерживал оппозицию. В коррумпированную эпоху Шеварднадзе журналисты телекомпании обличали чиновников, пускали в эфир острые репортажи, вне их объектива не оставалось ничего скандального. Телеканал лишал власти комфорта. Именно по этой причине они не раз пыталась закрыть «Рустави-2».

И как раз в этот период телеканал достиг пика популярности. «Телевидение народа-победителя» — так его называли после «революции роз». Журналистам проходу не давали — их постоянно останавливали люди и благодарили за работу.

Хотя потом для телеканала наступили тяжелые времена. Власть, сформировавшаяся в результате «революции роз», взялась проводить болезненные и непопулярные реформы, и сильная, критически настроенная пресса опять не устраивала. В конце концов случилось так, что все ведущие телекомпании страны, в том числе и «Рустави-2», оказались под контролем режима Саакашвили. Из эфира исчезли острые политические передачи и критические сюжеты.

В 2012 году, после смены власти в Грузии, все крупные телеканалы перестроились в пользу правящей партии «Грузинской мечты». Единственный крупный канал, вещающий на всю страну, который остался под влиянием оппозиции, в частности, экс-президента Саакашвили, это «Рустави-2».

 


Читайте также