Исследование JAMnews показало, что отчасти да" />

Находится ли Грузия под влиянием российской пропаганды?

Исследование JAMnews показало, что отчасти да

Про-российский митинг в Тбилиси. Сентябрь 2014 года. REUTERS/David Mdzinarishvili

JAMnews предлагает результаты своего исследования, предпринятого для того, чтобы ответить на вопрос:

Контролирует ли Россия информационное пространство Грузии, используя для этого собственные медиа-проекты и также местные издания и телеканалы?

Краткий вывод выглядит так:

Отчасти это так. В Грузии есть, как минимум, один телеканал, пара интернет-телеканалов, несколько веб-сайтов и как минимум два печатных издания, которые четко и последовательно тиражируют антизападную риторику. При распространении информации они, в основном, опираются на российские медиа-источники и тем самым косвенно распространяют российскую пропаганду. 

Детальный анализ

Веб-пространство

В

Грузии действует только один грузиноязычный российский медиа-проект. Это «Спутник-Джорджия». «Спутник» является главным мультимедийным проектом российской пропаганды, осуществление и распространение которого в масштабах всего мира началось в ноябре 2014 года.

 

«Спутник» был создан на базе российского государственного агентства «РИА Новости», и его генеральным директором является Дмитрий Киселев – журналист, отличающийся особой лояльностью к политике Владимира Путина.

 

 

Национальная комиссия по коммуникациям Грузии не предоставила «Спутнику» право на радиовещание, и «Спутник» развил свою активность в интернет-пространстве. На веб-странице Sputnik-Georgia.ge ежедневно размещаются как текстовые материалы, так и видео, фото и радио передачи. На этом же сайте можно слушать прямой эфир русскоязычного радио «Спутник».

У «Спутника» есть свой пресс-центр в Тбилиси, в который регулярно приглашаются представители пророссийских и антизападных неправительственных организаций, таких, как «Евразийский институт», «Евразийский выбор» и другие, которые проявляют особую активность в последние несколько лет.

В

Грузии есть также несколько местных веб-порталов, которые часто публикуют тексты и видео с антизападным и/или про-российским содержанием. Это «Сакинформи», «Грузия и мир» и «Ивериони».

Эти интернет-издания являются медиа-партнерами «Евразийского института» — одной из самых активных пророссийских неправительственных организаций, действующих в Грузии. На интернет-сайте «Евразийского института» не указаны источники его финансирования. Однако на сайте организации известного российского идеолога Александра Дугина «Международное евразийское движение» говорится, что ее партнером в Грузии является «Евразийский институт».

Помимо ежедневных новостей, «Сакинформи», «Грузия и мир» и «Ивериони» размещают на своих сайтах аналитические материалы. Взгляды, выраженные в них, обычно совпадают с мнениями российских пропагандистских медиа и с позицией официальной Москвы по важным для Грузии вопросам, например, касательно событий в Украине, августовской войны 2008 года, российско-турецкого противостояния и другим.

При распространении информации эти издания, в основном, опираются на российские источники, часто не вызывающие доверия.

Например, в апреле 2014 года «Сакинформи», со ссылкой на российский источник politikus.ru, опубликовал материал о том, что якобы Евросоюз, используя турецкую компанию, строит в Украине концентрационные лагеря для политических заключенных. Текст был проиллюстрирован фальшивыми фотографиями. Часть из них были фотографиями германского нацистского концентрационного лагеря, остальные — снимками различных строительных объектов. Все вместе это было представлено в качестве будущего «Освенцима» в Украине.

Эти три сайта посещают в неделю от 400 до 4 тысяч человек.

Печатные медиа 

Из печатных медиа чаще всего антизападная риторика встречается в популярной грузиноязычной газете «Асавал-дасавали». Это еженедельное издание с тиражом от 10 до 20 тысяч экземляров, она является второй по тиражности газетой в Грузии.

Также регулярно такие статьи публикуются в также популярных газетах «Алиа» и «Квирис палитра» («Палитра недели»).

Из числа менее популярных в список изданий с регулярной антизападной риторикой входят русскоязычное издание «Свободная Грузия» (выходит раз в месяц) и газета «Georgian Times» (еженедельник).

Помимо антизападнных публикаций, газета «Асавал-дасавали» отличается гомофобными и ксенофобными материалами. Главный посыл публикующейся здесь антизападной пропаганды залючается в следующих формулировках: Запад внедряет в Грузии гомосексуализм, ведет борьбу с православием, с грузинской духовностью и национальными ценностями.

«Асавал-дасавали» также стремится представить Запад в качестве инспиратора событий в Украине. Здесь часто высказывается мнение о том, что интеграция в НАТО создает опасность потери территорий, а Европа и США представляются в образе инспираторов переворотов.

Телевидение

Согласно данным ислледования общественного мнения, проведенного Международным республиканским институтом США (IRI), главным источником информации для 97 процентов респондентов являются телеканалы. Большая часть населения получает информацию от национальных грузинских телеканалов – «Рустави 2», «Имеди» и Общественное телевидение.

Доступ к российским телеканалам есть только у 9 процентов населения Грузии.

Антизападная пропаганда не свойственна телеканалам, которые смотрит большинство населения Грузии. Хотя отдельные сюжеты телекомпаний «Имеди» и «Маэстро» упоминаются в отчете неправительственной организации «Фонд развития медиа» как содержавшие антизападные «послания».

Самое агрессивное тиражирование антизападных настроений на грузинском телепространстве происходит в эфире телекомпании «Объектив».


Телекомпания «Объектив» была официально зарегистрирована в 2010 году. Организацией руководила журналист Ирма Инашвили, которая позже ушла в политику. У телеканала несколько ведущих, которые по своему усмотрению выбирают тему ток-шоу. Антизападные настроения в эфире «Объектива» выражают как ведущие, так и их респонденты, а также зрители, которые звонят в студию во время прямого эфира.

Помимо антизападных настроений, эта телекомпания отличается разжиганием туркофобии и исламофобии.

Данных о рейтинге «Объектива» не существует, так как телекомпания не сотрудничает с компанией, иссследующей в Грузии телевизионные рейтинги. Медиаэскперты, с учетом зоны вещания компании, предполагают, что у «Объектива» довольно значительная аудитория.

 

Косвенным показателем рейтинга этой телекомпании может служить тот факт, что учредитель телекомпании «Объектив» Ирма Инашвили, перешедшая в политику, на выборах в местные органы власти в 2014 году преодолела избирательный барьер. Стоит отметить, что предвыборная кампания Инашвили полностью разворачивалась в эфире «Объектива».

«Объектив» владеет лицензией на общее вещание и выходит в эфир через кабельные телеканалы. Помимо Тбилиси, «Объектив» вещает и в регионах, выходя в эфир местных телекомпаний. В Ачаре «Объектив» покупает 8 часов эфирного времени местного «25 канала». Он представлен в пакетах всех кабельных телеканалов.

У «Объектива» также есть радиоэфир. На FM 105.1 в прямом режиме транслируются телпередачи.

Телекомпания, однако, слабо оснащена технически. Формат, в основном, состоит из диалога между ведущим и гостями, а также постоянных звонков телезрителей в прямой эфир.

У телекомпании есть своя веб-страница, где можно смотреть телепередачи в режиме live.

Помимо «Объектива», антизападной риторикой отличаются кабельная телекомпания «Дро» («Время») и интернет-телевидение «Патриот TV». Это относительно менее популярные кабельные телекомпании. 

Заключение

В стране, где российские каналы смотрит лишь малая часть населения, увеличилось количество грузиноязычных масс-медиа, которые распространяют мифы, созданные российским телевидением. Согласно последним исследованиям, проведенным «Фондом развития информации», доминантными темами антизападных масс-медиа являются гомосексуализм, «легализация» педофилии и внедряемые Западом «извращенные» правила жизни.

Многие из названных медиа-ресурсов представляют Запад борцом с «ортодоксальным христианством» и традиционными ценностями, а Россию — единоверующей страной с более близкими для грузинского общества традициями.

Вышеперечисленные медиа-средства объединяет именно антизападная направленность и содержание. В них почти никогда не слышно иного мнения и они не распространяют альтернативной информации. Респонденты подбираются только из числа тех, кто смотрит на мир исключительно через антизападную призму.

Определить размер аудитории этих медийных компаний сложно, поскольку подобное исследование не проводилось.

Однако, согласно результатам опроса общественного мнения, проведенного по заказу Национально-демократического института, в Грузии пророссийские настроения медленно, но растут. Например, на вопрос “Должна ли Грузия войти в состав Евразийского Союза? в августе 2015 года положительно ответили 19 процентов опрошенных, тогда как в 2013 году их число было 11 процентов.

Таким образом, исходя из того, что в Грузии российские медиа-средства и русскоязычные телеканалы не пользуются большой популярностью, налицо не прямая, но косвенная российская пропаганда, осуществляемая грузинозычными медиа-средствами, и главным ее стержем является антизападная риторика.


Читайте также