В Грузии битва вокруг оппозиционного канала. Но некоторые говорят – это битва за свободу слова

Восьмого марта все решится - либо Страсбургский суд поможет самой знаменитой телекомпании, либо она прекратит свое существование

Точка в многомесячной тяжбе о том, кому принадлежит самая крупная телекомпания Грузии «Рустави-2», была поставлена второго марта. Коллегия Большой палаты Верховного суда в составе девяти человек единогласно признала нынешнего владельца незаконным и вернула телекомпанию бизнесмену Кибару Халваши.

Халваши получил 60 процентов «Рустави-2». Остальные 40 процентов будут переданы его же компании «Панорама». Это означает, что Халваши стал абсолютным владельцем телекомпании.

Большая палата Верховного суда является высшей инстанцией грузинского правосудия, ее вердикт обжалованию не подлежит. Но случилось чудо, как говорят в «Рустави-2».

Страсбургский суд, в который второго марта обратились юристы «Рустави-2», временно – до восьмого марта — приостановил исполнение решение Верховного суда. Эти несколько дней необходимы европейскому суду для выяснения сути дела.

До восьмого марта для вынесения нового решения Страсбург ждет дополнительные материалы от юристов «Рустави-2» – остановить или нет исполнение решения Верховного суда Грузии на более продолжительный срок, чтобы можно было полностью ознакомиться с делом по существу и принять решение о том, кому же все-таки принадлежит «Рустави-2».

Если Страсбург не примет решение о приостановлении вердикта Верховного суда Грузии, то он останется в силе, и его можно будет привести в действие. В публичном реестре будет зафиксирована смена владельца, и в телекомпании в любое время может быть назначен новый менеджмент.

«Страсбург принял беспрецедентное решение. И это означает, что европейский суд увидел серьезную угрозу для свободы слова», — считает автор иска, направленного в Страсбург, юрист «Рустави-2» Тамта Мурадашвили.

По словам Мурадашвили, рассмотрение дела по существу и установление законного владельца «Рустави-2» может занять месяцы и даже годы.

Остановит ли Страсбург исполнение решения Верховного суда до своего заключительного рассмотрения — станет известно восьмого марта.

На официальной странице в Facebook посольство США подчеркивает значимость плюрализма в медиасреде:

«США обеспокоены решением Верховного суда по делу телекомпании «Рустави-2», которое, возможно, фактически ограничит оппозиционные голоса в телевещании. Плюрализм в медиа чрезвычайно важен для демократического роста Грузии и ее евроатлантических устремлений.

Мы призываем правительство принять меры для того, чтобы медиапространство в Грузии оставалось свободным, открытым и плюралистичным».

Дело «Рустави-2» было также включено в ежегодный отчет Госдепа США, посвященный защите прав человека. В документе речь идет о том, что в деле «Рустави-2» существует ряд вопросов о вмешательстве властей в судебные процессы.

«Рустави-2″ — мой канал»

Второго марта, когда Большая палата Верховного суда рассматривала дело «Рустави-2», перед зданием суда было многолюдно. Несколько сотен человек с флагами и транспарантами пришли сюда, чтобы выразить поддержку телеканалу.

На транспарантах были надписи: «Рустави-2″ — мой». Решение Верховного суда толпа встретила свистом и возгласами недовольства.

Затем люди отправились к зданию телекомпании, разбили несколько палаток и провели там всю ночь. Граждане говорили, что они охраняли «Рустави-2» на случай, если новые владельцы решили бы войти в офис.

«Мы стали свидетелями поражения демократии», — заявил на специальном брифинге директор «Рустави-2» Ника Гварамия.

Согласно всем без исключения рейтингам, проводимым в разное время, «Рустави-2» — самый популярный телеканал в Грузии, который отличается острой критикой властей. Представители власти часто называют «Рустави-2» «партийным» телевидением «Национального движения» и обвиняют его в обслуживании интересов бывшего президента Михаила Саакашвили.

Спустя несколько часов после объявления решения Верховного суда на чрезвычайном брифинге директор телекомпании Ника Гварамия, стоявший на трибуне в окружении своих коллег, предложил Кибару Халваши переоформить «Рустави-2» на коллектив телекомпании.

По его словам, сотрудники сумеют собрать необходимые средства и выкупить телевидение.

«Я понимаю, что вы находитесь в сложном положении. Вы одновременно убили в Грузии и свободу слова, и независимость суда, и я вам предлагаю выход из этого безвыходного положения», — заявил Гварамия.

По утверждению Гварамия, решение Верховного суда означает, что «Рустави-2» окажется в руках неформального правителя страны Бидзины Иванишвили.

Кто такой Кибар Халваши

Кибар Халваши на предложение Гварамия не согласился. В эфире всех телепередач, на которые Халваши приглашали в эти дни, ему приходилось доказывать, что он не стоит на защите интересов власти, а власть не стоит за его спиной.

Наоборот, заявлял Халваши, он собирается освободить «Рустави-2» от партийного влияния и сделать его свободной медиа.

Халваши несколько раз говорил, что, по его информации, общественный протест вокруг дела «Рустави-2» инициировался бывшим президентом Грузии Михаилом Саакашвили и оппозиционным «Национальным движением» и не отражает позицию сотрудников телеканала.

Бизнесмен Кибар Халваши выиграл дело в Верховном суде, он владел телекомпанией «Рустави-2» в 2004-2006 годах. Тогда он был очень дружен с министром обороны Ираклием Окруашвили и пользовался доверием президента Саакашвили.

Журналисты, в те годы работавшие в телекомпании, признают, что в то время на «Рустави-2» существовала цензура, и часто сам Халваши блокировал выход в эфир некоторых критических высказываний.

Позже, когда Окруашвили перешел в оппозицию, Халваши стал неприемлем для режима Саакашвили.

Халваши утверждает, что именно в тот период власти начали создавать ему серьезные проблемы в бизнесе и вынудили его расстаться с долями владения «Рустави-2».

Однако, с другой стороны, те обстоятельства, при которых Халваши стал в 2004 году владельцем «Рустави-2», кажутся довольно туманными. Основатели этой телекомпании и ее первые хозяева утверждали, что в 2004 году их заставили продать Кибару Халваши свои доли.

Приключения «Рустави-2»

По информации неправительственной организации «Международная прозрачность – Грузия», в 2004- 2012 годах телекомпания «Рустави-2» меняла владельцев 20 раз. Каждый из этих случаев связан с не до конца понятными обстоятельствами, и по сей день нет ответов на многие вопросы. И всегда к сделкам вокруг «Рустави-2» имело какое-либо отношение правительство Саакашвили.

За 23-летнюю историю телекомпании ее владельцы менялись при подозрительных обстоятельствах. И тем не менее в этот раз у большинства людей в обществе нет сомнений, что сегодня за Халваши стоят власти, которые пытаются повлиять на политику канала путем очередной смены владельца, тем самым повторяя путь бывшего правительства Саакашквили.

Симпатии Кибара Халваши по отношению к правящей «Грузинской мечте» очевидны, хотя бы судя по его странице в Facebook. В его фотоальбоме до сих пор хранится снимок предвыборного баннера «Грузинской мечты», который Халваши в период парламентских выборов 2012 года выставил на своей странице в качестве главной.

«Это частный спор»

Представители правительства Грузии отрицают, что когда-либо вмешивались в судебные процессы, и рассматривают дело «Рустави-2» как тяжбу между частными лицами.

Однако на фоне драматических и радикальных перемен, происходящих в последнее время в грузинском медиапространстве, заявления властей о том, что плюрализму в медиа не угрожает опасность, не выглядят убедительными.

В частности, вот всего два события недавнего времени.

1. Некоторое время назад в менеджменте другого большого канала Грузии — Общественного телевидения — начали работать люди, приближенные к власти. Они уже приняли решение о приостановке нескольких передач критического характера.

2. Провластная телекомпания «Имеди» получила во владение некогда независимый оппозиционный телеканал «Маэстро». И затем в этот конгломерат вошел телеканал GDS, принадлежащий семье Иванишвили.

Властям Грузии в итоге все труднее доказывать наблюдателям, что они не вмешиваются в дело «Рустави-2». Проблемы, связанные с этим делом, видит и президент Грузии Гиоргий Маргвелашвили.

«Приостановлением работы прозападного канала «Рустави-2″ мы нанесем серьезный удар по грузинской демократии и международному имиджу страны», — заявил Гиоргий Маргвелашвили.

«Страсбург нас спас»

Большая часть медиаэкспертов и неправительственных организаций считают, что Верховный суд вынес решение, которое может негативно отразиться на репутации Грузии.

«Сегодня Верховный суд просто упразднил в Грузии судебную власть, и ни у кого из нас не будет надежды на то, что в стране есть правосудие, и при необходимости мы с можем обратиться к нему. Власть сегодня продемонстрировала, что готова пойти на все для удовлетворения собственных желаний, то есть на подчинение медиа», — заявила журналист телекомпании «Кавкасия» Нино Джангирашвили, пришедшая в знак солидарности к офису «Рустави-2» вместе с другими журналистами.

О нарушении демократических процессов говорит и пресс-спикер президента Грузии Эка Мишвеладзе.

«Очень большая опасность угрожает демократии, когда в стране не слышно критического или альтернативного мнения. Я в этом уверена как журналист, как ваша коллега. Просто не могу не быть там, где что-то угрожает выражению свободного мения».

По словам руководителя неправительственной организация «Международная прозрачность – Грузия» Эки Гигаури, решение Верховного суда поставило с ног на голову вопросы, связанные и с правом на собственность.

«В действительности это непредставимое решение потому, что этим решением государство еще раз доказывает то, что для него неприемлемо инакомыслие. Поставлены с ног на голову вопросы, связанные с правом на собственность. Люди, находящиеся здесь, защищают свободную медиасреду, судебную систему и свободу слова».

Представители неправительственных организаций, оппозиционных партий и журналисты подписали специальную петицию в поддержку «Рустави-2».


Читайте также