JAMnews рассказывает непростую историю этого канала - почти ровесника грузинской государственности " />

История о том, как возрождался и «падал» главный телеканал Грузии «Рустави-2»

JAMnews рассказывает непростую историю этого канала - почти ровесника грузинской государственности

21 августа зрители, переключив телевизоры на телеканал «Рустави-2» в 12.00, в привычное для информационной программы «Курьер» время, вместо новостей увидели черно-белую грузинскую короткометражку «Серенада» о кладовщике Зозо и передовике-рабочем Рамазе, которые весь фильм отчаянно борются за сердце табельщицы Лали. В этой борьбе нет места сантиментам. Все решает грубая мужская сила.

Днем ранее, 20 августа, с канала были уволены ведущие продюсеры и журналисты. Также по собственной инициативе «Рустави-2» покинули ведущие главной девятичасовой информационной программы, которые работали на канале 13 лет.

«Мы боролись, но Иванишвили окончательно оккупировал телевидение», — сказали они, прощаясь со зрителями.

А те журналисты, которых пока не коснулась кадровая чистка, начавшаяся на канале после прихода нового владельца и менеджеров, попросту отказались работать.

На «Рустави-2» забастовка. Журналисты не ходят собирать информацию и не признают новый менеджмент.

Так начался первый день новой жизни оппозиционного грузинского телеканала «Рустави-2» — после того, как по решению Страсбургского суда канал сменил владельца и перешел в руки  проправительственного бизнесмена Кибара Халваши.

У «Рустави-2» особая роль в новейшей истории Грузии, и даже критически настроенные люди признают это.

JAMnews рассказывает непростую историю этого телеканала, почти ровесника грузинской государственности.

________________

Первого июня 2019 года «Рустави-2» исполнилось 25 лет. Даже критически настроенные к телеканалу люди признают его особую роль в жизни современной Грузии.

Телекомпания «Рустави-2» была основана в 1994 году в промышленном городе Рустави университетскими друзьями — Давидом Двали, Джарджи Акимидзе и Эроси Кицмаришвили.

В коррумпированную эпоху Шеварднадзе это был единственный оппозиционный канал, который вещал на всю Грузию.

Журналисты телекомпании в то время были чуть ли не народными героями — они обличали чиновников, пускали в эфир острые репортажи про коррупцию в высших эшелонах, их объективы не упускали ничего.

У телеканала, который лишал власть комфорта, появилась преданная аудитория, что вызвало обеспокоенность правительства. Именно по этой причине канал не раз пыталась закрыть.

К 2003 году телекомпания сыграла огромную роль в свержении власти Шеварднадзе путем «революции роз», вследствие которой к власти пришел третий президент Грузии Михаил Саакашвили.

В тот период телеканал достиг пика популярности.

«Телевидение народа-победителя» — так его называли после «революции роз». Журналистам не давали проходу — их постоянно останавливали люди на улице и благодарили за работу.

Однако после «революции роз» и победы Саакашвили в жизни телекомпании начался совершенно новый этап.

Период Саакашвили

С приходом к власти Саакашвили для журналистов, привыкших критиковать власть, наступили тяжелые времена.

Власть, сформировавшаяся в результате «революции роз», взялась проводить болезненные и непопулярные реформы, и сильная, критически настроенная пресса их не устраивала.

Новые власти решили прибрать телекомпанию к своим рукам.

Как говорят основатели телекомпании Давид Двали и Джарджи Акимидзе, в 2004 году их силой и угрозами заставили продать телеканал мало тогда известному бизнесмену Кибару Халваши.

Михаил Саакашвили. 2010 год. Фото: REUTERS/ Давид Мдзинаришвили

Халваши в том время был близким другом тогдашнего министра обороны, влиятельного чиновника и близкого соратника Саакашвили — Ираклия Окруашвили. Никто не сомневается в том, что Халваши был подставным лицом, и на самом деле телекомпания перешла в руки команды Саакашвили.

 „Когда пришел Халваши, «Рустави-2» был на пике своей славы, а во время его ухода, это была телекомпания с самым низким рейтингом за все время своего существования», — говорит Нанука Жоржолиани, одна из самых старых работников телеканала, которая была уволена 20 августа.

Она вспоминает случай, когда в 2005 году тогдашний владелец телекомпании Халваши ворвался в эфирную комнату и потребовал от технических работников отключить эфир потому, что там транслировалась акция оппозиции.

«И этот человек сейчас обещает неприкосновенность редакционной политики. Кто этому поверит?», — говорит она.

В эпоху Халваши из эфира «Рустави-2» постепенно исчезли известные журналисты, острые политические передачи и критические сюжеты. Многие лица телеканала перешли работать на госслужбу по приглашению президента.

На фоне всеобщей эйфории, которая царила в Грузии после свержения коррумпированного режима Шеварднадзе, мало кто из журналистов посмел противостоять героям «революции роз».

Сегодня многие журналисты признаются, что совершили большую ошибку, отодвинув на второй план свою профессию.

Так «Рустави-2» с легкой руки Саакашвили из острого оппозиционного канала превратился в правительственную пропагандистскую машину.

Однако Халваши недолго владел главным телеканалом страны. Вскоре отношения между Саакашвили и Окруашвили стали портиться, и власти чувствовали себя не совсем уверенно из-за того, что канал принадлежал другу Окруашвили.

В 2006 году стало известно, что Халваши продал телекомпанию другому грузинскому бизнесмену, близкому соратнику Саакашвили – Давиду Бежуашвили. Позднее Халваши сказал, что у него просто отняли «Рустави-2», также создали проблемы его другим компаниям и вынудили уехать из Грузии. Сегодня Халваши и его семья живут в Мюнхене.

После этого телекомпания еще не раз продавалась.

История владения этим телеканалом длинна и туманна.

В течение нескольких лет канал не раз переходил из рук в руки. По информации неправительственной организации «Международная прозрачность – Грузия», в период с 2004 по 2012 год телекомпания меняла владельца двадцать раз.

Все владельцы были приближенными к Михаилу Саакашвили.

В 2007 году принадлежавший раньше олигарху Бадри Патаркацишвили оппозиционный телеканал «Имеди» тоже был «захвачен» властями. Вследствие чего все телевизионные медиа, за исключением маленького телеканала «Маэстро», вещавшего только в Тбилиси, оказались под контролем сторонников Саакашвили и его лично.

Многие эксперты считают, что именно медиасреда, которую создал Саакашвили во время своего правления, была одной из главных причин его поражения на выборах в 2012 году.

Приход «Грузинской мечты»

В 2012 году в Грузии сменилась власть.

Коалиция «Грузинская мечта» во главе с самым богатым человеком Грузии бизнесменом Бидзиной Иванишвили пришла к власти с главным обещанием — восстановить справедливость для всех, кто пострадал во время правления Саакашвили.

В том числе Иванишвили обещал освободить телеканалы от жесткого правительственного влияния, а также обещал вернуть «Рустави-2» законным владельцам.

Бидзина Иванишвили, 2012 год. REUTERS/давид Мдзинаришвили

Однако после прихода «Грузинской мечты» повторилось абсолютно все то же самое — крупные телеканалы, которые вещали на всю страну — «Имеди» и «Грузинский общественный вещатель» — ровно через месяц стали рупорами уже новой власти — «Грузинской мечты».

Под ее контролем оказался даже маленький телеканал «Маэстро», единственный оппозиционный в эпоху Саакашвили.

За эти семь лет только «Рустави-2» работал вне контроля «Грузинской мечты». Телеканал оставался под влиянием оппозиции, в частности, экс-президента Михаила Саакашвили.

Все эти годы продолжалась ожесточенная борьба против «Рустави-2», нескончаемые тяжбы в судах между владельцами, арест имущества канала.

Параллельно с Халваши за канал боролись и его основатели — первые владельцы Давид Двали и Джарджи Акимидзе. Они также заявляли, что канал у них отняли насильно в период предидентства Саакашвили. Большая часть общественности симпатизировала именно им, а не Халваши. Однако их дело так и не дошло до суда и осталось лежать на полке в прокуратуре.

Причиной этого медиаэксперты называют то, что Двали и Акимидзе были неудобными партнерами для Иванишвили. И в случае возврата им телекомпании, управлять ими было бы намного сложнее, чем Халваши.

Еще одна история, которая случилась за эти семь лет и которая напрямую касается ситуации вокруг «Рустави-2», это внезапная смерть его первого владельца —  Эроси Кицмаришвили.

Эроси Кицмаришвили, который основал телекомпанию в 1994 году вместе с Двали и Акимидзе, был найден мертвым 15 июля 2014 года в своей машине на подземной парковке собственного дома со смертельным пулевым ранением в голову.

Правоохранительные органы незамедлительно заявили, что это было самоубийство. Но его друзья, коллеги и родственники утверждают, что не может быть и речи о том, чтобы активный и полный планов на будущее Кицмаришвили покончил с собой.

Полицейское расследование смерти бывшего влиятельного медиамагната окутано множеством тайн и оставляет массу вопросов.

До своей смерти Кицмаришвили не раз заявлял, что только у него есть документы и факты, которые помешают Иванишвили захватить «Рустави-2».

Эпоха Ники Гварамия

Сказать, что за эти семь лет «Рустави-2» был критическим каналом, значит не сказать ничего.

Эта телекомпания, во главе которой в течение семи лет стоял эксцентричный и яркий директор, бывший прокурор и соратник Саакашвили Ника Гварамия, создавала серьезный дискомфорт властям, и они этого не скрывали.

За это время журналисты «Рустави-2» подготовили сотни сюжетов, где разоблачали представителей власти в коррупции и кумовстве, делали скандальные репортажи про силовиков и судебную систему, публиковали расследования про неформальное правление Иванишвили и бизнес-интересы его родственников.

Люди машут флагами с логотипом «Рустави-2» во время митинга в поддержку телекомпании в Тбилиси, Грузия, 11 марта 2017 года. REUTERS / Давид Мдзинаришвили

Иванишвили в своих интервью не скрывал неприязнь к этому каналу и его журналистам. Он называл «Рустави- 2» «машиной лжи», которая мешает «Грузинской мечте» строить государство.

«Если сегодня выключить «Рустави-2», мы увидим в стране только возрождение и подъем», — сказал он в одном из интервью.

Иванишвили говорил, что телеканал держит в заложниках часть общества и обманывает его, но пообещал, что скоро это прекратится.

«У «Рустави-2» не будет возможности – и это я вам обещаю – держать в заложниках очень большую часть населения», — сказал Иванишвили. Тогда телекомпания восприняла эти слова как угрозу.

Руководство «Рустави-2» не отрицало своей симпатии к партии Саакашвили «Национальное движение» и к нему лично, однако оправдывало это тем, что канал дружелюбен ко всем прозападным и антироссийским партиям:

«Национальное движение» — главная прозападная партия в Грузии и да, мы им симпатизируем», — говорил бывший гендиректор Ника Гварамия.

Гварамия пошел на полную конфронтацию с Иванишвили.

Он в прямом эфире нецензурными словами обзывал лидера «Грузинской мечты», называл его проросийским узурпатором и в своей авторской передаче носил майку с оскорбительными словами в его адрес.

Таким образом Гварамия стал личным врагом Иванишвили, а «Рустави-2» проблемой номер один, единственной помехой, которую неформальный лидер Грузии никак не смог устранить за эти семь лет, считали грузинские эксперты.

Однако, в конце концов, за год до решающих парламентских выборов 2020 года Иванишвили все же удалось нейтрализовать «Рустави-2». И по иронии судьбы это случилось с помощью Европейского суда по правам человека в Страсбурге.

Новый старый владелец

Решение Страсбургского суда по делу «Рустави-2» было обнародовано 18 июля — суд не нашел нарушений со стороны государства в судебном процессе по делу владения телекомпанией и отменил временный запрет на исполнение решения грузинского суда. Это решение привело к смене владельца канала. Новым владельцем стал Кибар Халваши, во всей этой борьбе явно поддерживаемый Иванишвили.

Халваши в тот же день переоформил канал, назначил нового директора и пообещал, что не тронет журналистов и не изменит редакционную политику канала.

Однако через три недели после решения Страсбургского суда он заявил, что продает компанию, так как у нее много долгов.

А через месяц и два дня, 20 августа, новый директор телеканала Паата Салия освободил с должности начальника информационной службы и уволил нескольких ведущих журналистов, в том числе и Гиорги Габуния, который в прямом эфире нецензурно обругал российского президента.

Что дальше?

Дальше будет разрушение медиаплюрализма, и Грузия в очередной раз получит в стране одностороннюю медиасреду, где все телеканалы будут вещать одно и то же, говорят политические наблюдатели.

«Увольнение ведущих журналистов — это прямое предупреждение для всех сотрудников: журналист должен подчиняться новому владельцу, новому руководству и, следовательно, таким образом строить свою редакционную независимость. Сбылось все, чего мы опасались. Это сценарий, который до нового сезона должен изменить редакционную политику», — сказал Михаил Бенидзе, глава НПО «Свободные выборы».

 «Увольнение журналистов даже не пытались оправдать их непрофессионализмом. Им прямо сказали, что их увольняют из-за расхождения во взглядах с новым владельцем. Как жаль, что Страсбург принял такое недальновидное решение», — пишет Facebook директор грузинской службы Радио Свобода Нино Джапиашвили.

В грузинском медиапространстве сейчас вещает еще пара оппозиционных каналов – «ТВ Пирвели» и «Кавкасия».

«Кавкасия» — небольшая телекомпания, основанная еще в начале 90-х, с постоянными финансовыми, техническими проблемами и небольшой зрительской аудиторией.

Что касается «ТВ Пирвели», оно было основано в 2015 году и за это время успело набрать популярность в основном за счет того, что там собрались очень известные журналисты, в различное время по разным причинам покинувшие проправительственные телеканалы.

У этого вполне преуспевающего телеканала пока нет такой аудитории, как у «Рустави-2». Он больше популярен в Тбилиси и больших городах Грузии.

Тем не менее, власти явно беспокоит растущая популярность «ТВ Пирвели». Именно этим объясняют эксперты то, что владелец телекомпании проходит по делу TBC-банка об отмыванию денег 11-летней давности, за что его часто вызывают на допрос в прокуратуру.

А в начале августа сервер телекомпании был атакован хакерами, что тоже вызвало много вопросов.

Бывший гендиректор «Рустави-2» Ника Гварамия анонсировал создание нового телеканала «Главный канал», который, по его словам, начнет вещание поздней осенью.

Также с октября на медиарынке появится еще одно телевидение. «Формула» — так будет называться новый канал, который создает компания «Формула креатив» совместно с Давидом Кезерашвили, бывшим министром обороны.

Ожидается, что журналисты, ушедшие с «Рустави-2», в основном придут на эти два канала.

Таким образом, есть шанс, что, обезглавив «Рустави-2», Иванишвили взамен получит сразу два новых оппозиционных канала.

Однако пока эти перспективы туманны. Новым телекомпаниям понадобятся большие деньги и много ресурсов, чтобы заполнить тот вакуум, который образовался в медиаполе Грузии после захвата самого известного грузинского медиабренда.


Читайте также