Власть меняет медиаполитику. У многих дежавю" />

Кому принадлежат медиа в Грузии?

Власть меняет медиаполитику. У многих дежавю

На парламентских выборах 8 октября 2016 года только три партии сумели преодолеть пятипроцентный барьер и войти в парламент – правящая «Грузинская мечта», «Национальное движение» и «Альянс патриотов». Все три партии отличаются друг от друга, хотя есть и нечто объединяющее – все они обладают телевизионным медиаресурсом, что оказало серьезное влияние на выборы, полагают эксперты.

Нынешняя конфигурация парламента показывает, что, несмотря на увеличение количества социальных сетей и интернет-ресурсов, в Грузии именно телевидение продолжает формировать общественное мнение и остается важнейшим оружием в политических баталиях.

После смены власти в 2012 году, главные и наиважнейшие ожидания общества были связаны с тем, что «Грузинская мечта» освободит медиа от государственного давления.

В годы правления Саакашвили три центральных телеканала — «Имеди», «Рустави-2» и «Общественный вещатель» — выполняли заказ властей и полностью контролировались ими.

После прихода к власти «Грузинской мечты» положение сразу улучшилось. Грузинская аудитория получила если не полностью освобожденные от диктата медиа, то хотя бы разнообразие мнений и точек зрения.

Несмотря на то, что власти создали серьезные проблемы оппозиционному телеканалу «Рустави-2», он всегда продолжал вещание. Голос оппозиции можно было услышать и на других каналах. Главным достижением «Грузинской мечты» назывался плюрализм медиа.

Хотя, как видно, радость оказалась преждевременной. Процессы, начавшиеся еще в 2015 году, окончательную форму принимают сегодня.

Очевидно, что власть меняет медиаполитику, и Грузия входит в новую медиареальность. В конце прошлого года стало известно о том, что три крупных канала будут объединены под одним крылом, а директором «Общественного вещателя» назначается менеджер, известный своей лояльностью к властям. Такие меры значительно усилят контроль властей в телевизионном пространстве. Изменения уже отразились на редакционной политике этих каналов.

К этому добавляется и то, что судьба оппозиционной телекомпании «Рустави-2», ожидающей в ближайшем будущем вердикта Верховного суда, до сих пор остается неясной.

Здесь вкратце приведены данные о том, как поделено сегодня телевизионное пространство Грузии.

Телекомпания «Имеди»

В 2012 году с приходом во власть «Грузинской мечты» самые важные изменения произошли в телекомпании «Имеди». «Телеимеди» был возвращен семье бизнесмена Бадри Патаркацишвили, у которой несколько лет назад телевидение было отобрано в результате подозрительных и неясных процессов — Михаил Саакашвили передал его лицам, лояльным к властям.

В новых условиях телекомпания «Имеди» моментально сменила редакционную политику. Пропагандировавшее власть Саакашвили телевидение в последние четыре года трансформировалось в компанию, всецело поддерживающую «Грузинскую мечту». В течение четырех лет здесь закрывались рейтинговые политические ток-шоу, увольнялись популярные журналисты, которые говорили о вмешательстве государства в процессы, протекавшие в телекомпании.

Медиамониторинг показывает, что с 2016 года позитивная тональность в отношении правящей партии и правительства становилась все более откровенной. С приближением выборов в политических ток-шоу «Имеди» основное время все больше и больше отдавалось членам «Грузинской мечты». Главные же информационные выпуски, например, в период с 11 июля по 30 августа отдали представлению «Грузинской мечты» в позитивном свете 54 процента времени.

История «Имеди» на этом не заканчивается. 8 октября 2016 года после парламентских выборов власть затеяла новую волну передела медиапространства, и на этот раз первые изменения коснулись «Имеди».

В конце прошлого года официально стало известно, что к «Имеди» присоединяются принадлежащее семье Бидзины Иванишвили телевидение GDS, а также телекомпания «Маэстро». Эти три телеканала окажутся во владении одного хозяина, и наличие среди них иванишвилиевского GDS не оставляет сомнений в том, кто этот владелец.

«Имеди» сегодня является главной информационной опорой властей. Только этот канал способен конкурировать с оппозиционным «Рустави-2», который, как видно, остается главной головной болью властей.

Телекомпания «Маэстро»

При правлении Михаила Саакашвили «Маэстро» был единственным относительно крупным телевизионным каналом, который не контролировался властями. В течение лет, пока остальные грузинские каналы в унисон исполняли заказ властей, на «Маэстро» выходили критические передачи и сюжеты. Когда власть Саакашвили обвиняли в давлении на медиа, представители президента приводили «Маэстро» в качестве примера существования в Грузии оппозиционных медиа. Сейчас на этом канале все изменилось.

Драматические перемены совпали с приходом во власть «Грузинской мечты». Параллельно с юридическими разбирательствами между владельцами телеканала менялись его руководители, закрывались передачи, канал массово покидали ведущие, журналисты и продюсеры, которые говорили о политическом влиянии и покушении на редакционную независимость. Задерживалась выдача зарплат.

Одним из главных персонажей эпопеи с «Маэстро» стал Гиоргий Рухадзе. Бизнесмен, приближенный к семье Патаркацишвили, редко появляющийся публично, хотя его имя как лица, пользующегося доверием властей, всплывает практически во всех резонансных перегруппировках в медийном поле.

Подобно «Имеди», редакционная политика «Маэстро» изменилась в корне. До выборов правящая партия в эфире «Маэстро» упоминалась исключительно в позитивном контексте. В ток-шоу в основном участвовали представители «Грузинской мечты», ведущие не стеснялись давать свои позитивные оценки.

После выборов 8 октября 2016 года политические шоу на телеканале были закрыты, сократилась частота информационных выпусков. А в конце декабря стало известно о том, что телеканал покупает провластная телекомпания «Имеди».

Когда объединение будет окончательно оформлено, вероятно, информационный отдел «Маэстро» прекратит существование, и «Новостей» здесь не будет, поскольку, согласно грузинскому законодательству, одно лицо не может владеть двумя информационными каналами.

Телекомпания «Рустави-2»

«Рустави-2» оказался единственным телеканалом, который власть Саакашвили сумела сохранить за собой после поражения на выборах 2012 года.

В течение лет «Рустави-2» остается самым популярным и рейтинговым телеканалом Грузии, вещание которого подобно «Имеди», охватывает всю страну. Поэтому борьба за владение телекомпанией превратилась в битву не на жизнь, а на смерть.

История владения этим телеканалом длинная и туманная, поскольку в течение нескольких лет канал не раз менял хозяев.

В 2012 году со сменой власти началась нескончаемая тяжба между владельцами «Рустави-2». Сегодня за телеканал борются его учредители и первые владельцы Давид Двали и Джарджи Акимидзе, а также Кибар Халваши, владевший телеканалом в 2004-2006 годах.

Этот процесс вошел в острую фазу в 2015 году. Тогда суд наложил арест на имущество «Рустави-2». Параллельно протекают судебные тяжбы. Власть старается представить этот процесс как «спор между частными лицами», хотя ни местные, ни международные наблюдатели не сомневаются в том, что за «частными лицами» действует власть, для которой рейтинговый оппозиционный телеканал является неудобной данностью.

В ходе процесса в этом деле выявилось много проблем в суде и в медиа. Процесс затянулся. В течение полутора лет имущество телеканала остается под арестом. Как в декабре заявил генеральный директор телеканала, у телекомпании возникли финансовые проблемы, что в будущем может отразиться и на выдаче зарплат.

Сегодня официальными владельцами телеканала являются близкие друзья Саакашвили — бизнесмены Гия и Леван Караманишвили, а генеральным директором бывший министр просвещения в правительстве Саакашвили и бывший заместитель генерального прокурора Ника Гварамия.

Директор канала откровенно признает, что «Рустави-2» — оппозиционный. Сегодня «Рустави-2» — главная информационная опора оппозиционного «Национального движения», выделяющаяся острой критикой властей.

Окончательно судьба «Рустави-2» прояснится в Большой палате Верховного суда. Когда состоится рассмотрение вопроса, не известно. Соответственно и не известно, сколько еще времени телеканал будет оставаться в «подвешенном» состоянии.

Неправительственный сектор и зарубежные партнеры Грузии сходятся во мнении, что существование «Рустави-2» в качестве оппозиционного канала является важнейшим фактором для демократического развития страны, поэтому с высоких международных трибун рекомендуют властям — не действовать опрометчиво.

 Каналы Иванишвили

До выборов 2012 года бывшему премьер-министру Бидзине Иванишвили официально принадлежали два телеканала: «Девятый канал» — его жене, GDS – его сыну.

«Девятый канал» был создан до выборов 2012 года. Несмотря на то, что политические цели телекомпании были более чем ясны, ее закрытие спустя несколько месяцев после выборов, тем не менее, оказалось неожиданностью.

GDS – собственность Беры Иванишвили, сына экс-премьера, вещает и сегодня. Несмотря на множество дорогостоящих продуктов, GDS не в состоянии составить рейтинговую конкуренцию ни «Имеди», ни тем более «Рустави-2». На этом канале в основном запускаются развлекательные программы, хотя есть и информационные выпуски, и политические ток-шоу, которые, по сути, являются для «Грузинской мечты» трибуной для распространения своих воззрений. Это наблюдение подтверждается результатами медиамониторинга. Несколько передач GDS вел лично Иванишвили – это были диалоги с экспертами, лояльными властям.

После выборов в декабре 2016 года стало известно о слиянии GDS и «Маэстро» с «Имеди». Никто не сомневается, что за новым медиаобъединением стоит власть и лично Иванишвили.

Каналы, связанные с «Альянсом патриотов»

С известным антизападной риторикой «Альянсом патриотов», создавшем в парламенте фракцию из шести депутатов, связывают два канала – «Объектив» и «Иберию». Редакционная политика «Объектива» полностью соответствует партийным интересам – в ходе избирательной кампании ведущие напрямую призывали избирателей голосовать за «Альянс патриотов». Практически во всех передачах «Объектива» участвовали представители этой партии и принимали комплименты ведущих. Наряду с восхвалением лидеров «Альянса патриотов» на этом канале зачастую слышны критика Запада и русский нарратив.

С «Альянсом патриотов» связывают и телекомпанию «Иберия». 30 процентами акций телекомпании владеет Нато Чхеидзе – второй номер в партийном избирательном списке. Остальными 70 процентами владеет супруг Чхеидзе – Заза Окруашвили, ставший членом Верховного совета Аджарии от этой же партии.

«Альянс патриотов» — лояльно настроенная к властям оппозиция. Соответственно, связанные с партией телеканалы дискомфорта властям не создают.

 «Общественный вещатель»

В сегодняшней поляризованной среде особое место отводится «Общественному вещателю», который в течение многих лет воспринимался как государственный канал даже после юридического изменения статуса.

Во времена Саакашвили, до 2012 года, канал являлся проводником правительственной линии и контролировался властью наряду с «Имеди» и «Рустави-2».

Но и после 2012 года канал не существовал безбедно. Вокруг директора Гиоргия Бараташвили протекали туманные процессы. Наблюдательный совет «Общественного вещателя» дважды освобождал Гиоргия Бараташвили с занимаемой должности, но он дважды через суд добивался возвращения. Несмотря на эту упорную борьбу за сохранение должности, после выборов 2016 года Бараташвили почему-то решил написать заявление и покинуть пост директора.

Нового директора совет избрал по непонятным критериям. Им стал Васил Маглаперидзе — менеджер, который работал на высоких позициях в телекомпаниях Иванишвили – на «Девятом канале» и GDS. Гражданское общество, между тем, ставит под сомнение политическую беспристрастность Маглаперидзе и само решение Совета наблюдателей «Общественного вещателя».

Если в период с 2012 по 2016 годы к редакционной политике «Общественного вещателя» в плане беспристрастности не было особых претензий, и появилась надежда на то, что именно «Общественный вещатель» начнет играть роль беспристрастного медиасредства, то с назначением нового директора этот шанс заметно уменьшился.

Facebook Comments

Популярное

Читайте также