Эксперты: сегодня мы получаем процесс, при котором рушится среда медиаплюрализма" />

Грузия: знаменитый оппозиционный канал может стать провластным — как это случилось

Эксперты: сегодня мы получаем процесс, при котором рушится среда медиаплюрализма

Самый рейтинговый независимый канал Грузии «Рустави-2» сменил владельца и менеджмент. С сегодняшнего дня  каналом будет руководить новый генеральный директор.

Паата Салия уже приступил к работе. Сегодня с утра он находится в здании телекомпании и встречается с сотрудниками.

Как это произошло и что значит эта перемена для страны?

____________________

Решение Страсбурга

Тяжба, продолжавшаяся вокруг «Рустави-2» почти четыре года, закончилась вчера, 18 июля, поражением для нынешних владельцев и менеджмента.

У телекомпании уже есть новый владелец. Это приближенный к властям бизнесмен Кибар Халваши, который вчера же переоформил компанию на свое имя.

• Кому принадлежат медиа в Грузии?

• Политический кризис в Грузии. Удары по олигарху извне и изнутри

Все это стало возможно после того, как Страсбургский суд по правам человека вчера в 12.00 по тбилисскому времени объявил решение по делу «Рустави-2». ЕСПЧ считает, что ни одна судебная инстанция Грузии не нарушила право «Рустави-2» на справедливый суд. Также Страсбургом был признан безосновательным иск «Рустави-2» по поводу права на владение каналом.

В то же время Страсбургский суд снял механизм временной приостановки, который сам же наложил на исполнение решения Верховного суда Грузии в марте 2017 года — именно тогда владельцем телекомпании был объявлен Кибар Халваши. Следовательно, как только запрет был снят, решение вступило в силу.

После объявления решения Страсбургского суда события стали развиваться молниеносно.

Что сказал Страсбургский суд. В двух абзацах

 

Страсбургский суд не занимался вопросом, является ли Халваши законным владельцем телекомпании. Европейский суд решал, были ли нарушены права телекомпании «Рустави-2» как стороны на справедливый суд  при ее передаче. По решению Страсбурга установлено, что это право нарушено не было.

 

Что касается законного владельца телекомпании, то им является Кибар Халваши, и это установлено не Страсбургским судом, а Верховным судом Грузии в марте 2017 года.

Кибар Халваши и Кибар Халваши

Ровно через час новый старый владелец Кибар Халваши опубликовал заявление, в котором отметил, что Страсбургский суд восстановил справедливость.

В своем заявлении Халваши пообещал журналистам, что он не будет трогать редакционную политику канала, не будет вмешиваться в деятельность журналистов и не собирается увольнять их.

Единственный человек, которого Халваши увольняет на данном этапе, это генеральный директор канала Ника Гварамия. На его место бизнесмен назначил своего адвоката Паату Салия. Эта перемена уже зафиксирована в агентстве публичного реестра.

В своем заявлении Халваши отмечает, что готов сотрудничать с основателями и первыми владельцами «Рустави-2» Давидом Двали и Джарджи Акимлидзе, которые также жалуются, что Саакашвили незаконно и силой  вынудил их отказаться от владения телекомпанией.

В публичном реестре читаем, что на этот момент 60 процентов доли телекомпании «Рустави-2» принадлежат Кибару Халваши, а 40 процентов — ООО «Панорама», единоличным владельцем которого является Кибар Халваши.

Кибар Халваши был владельцем телекомпании «Рустави-2» в 2004-2005 годах. В то время он был бизнесменом, приближенным к экс-президенту Михаилу Саакашвили и министру обороны Иракли Окруашвили. Обстоятельства, при которых Халваши приобрел в то время телекомпанию, достаточно туманны, поскольку основатели и первые владельцы телекомпании Давид Двали и Джарджи Акимлидзе сегодня заявляют, что Саакашвили вынудил их отдать телевидение Халваши путем шантажа.

В «Рустави-2» и сегодня работают люди, которое помнят двухгодичное управление телекомпанией Халваши. Они говорят, что бизнесмен лично и грубо вмешивался в деятельность журналистов и вынуждал их блокировать неугодную власти информацию.

Новый директор

Вчера вечером примерно в 20.00 зрители «Рустави-2» в прямом эфире наблюдали кадры прихода в в здание телекомпании нового генерального директора Пааты Салия.

Он вошел в приемную Ники Гварамия и потребовал встречи с менеджментом канала. Гварамия сказал, что не собирается с ним сотрудничать.

«Попрошу секретаря, чтобы вам и кофе не делали. Теперь можете встречаться с кем хотите, но в этот кабинет я вас пустить не могу, это пока еще мое личное пространство», — сказал Гварамия Салии.

Салия встретился с собравшимися в ньюсруме журналистами, которые потребовали от него гарантии независимости редакционной политики канала. Также от него потребовали оставить на канале всех тех журналистов, которые остро критикуют власти.

Как сказали журналисты, таких гарантий от Салии они не получили.

В здании «Рустави-2» Салия пробыл немногим более часа и заявил, что приступит к работе на следующий день – то есть 19 июля.

Журналисты и другие члены коллектива «Рустави-2» выступили вчера с совместным заявлением. В нем отмечалось, что решение Страсбургского суда для них стало неожиданностью. Они говорят, что с приходом Кибара Халваши смена редакционной политики канала будет неизбежна.

«Он проглотил и последний кусок»

Объявления решения Страсбургского суда на «Рустави-2» ждали особенно. За несколько дней на канале появились клипы, на которых население призывали 18 июля в 12.00, то есть когда должно было быть вынесено решение Страсбургского суда, собраться во дворе телекомпании.

И правда, 18 июля во дворе телеканала с утра собралось несколько сотен человек. Там же был огромный монитор, чтобы собравшиеся могли наблюдать за информационным выпуском новостей. На журналистах были специальные майки с логотипом»Рустави-2″. Двор телекомпании был украшен флагами Грузии и Евросоюза. Эти же флаги целый день были изображены на логотипе телеканала в эфире.

С утра на канале передавались комментарии неправительственных организаций, политиков, известных лиц и простых граждан, которые говорили о значимости для страны сохранения критической редакционной политики «Рустави-2» на фоне того, что страной управляет неформальный лидер, подмявший под себя другие центральные каналы страны.

Никто не сомневался, что Страсбург вынесет приговор в пользу канала. Некоторые сотрудники пришли на работу с детьми, чтобы отпраздновать окончание длительного судебного процесса.

Настроение испортилось вскоре после того, как на мониторе появилась министр юстиции Теа Цулукиани, которая на специальном брифинге заявила, что спор между «Рустави-2» и государством Страсбургский суд решил в пользу государства.

«Больше мы не узнаем, что происходит в стране. Он /Бидзина Иванишвили/ проглотил и последний кусок и с огромной скоростью тащит всех нас теперь в сторону России. Не хочу больше жить в такой стране», — сказала журналистам во дворе «Рустави-2» женщина, которая еле сдерживала слезы.

Иванишвили и «Рустави-2»

Несмотря на то, что интернетизация в Грузии идет очень быстро, компьютер для многих семей, особенно живущих в деревнях, до сих пор является роскошью — более 20 процентов населения живут за чертой бедности. Поэтому телевидение до сегодняшнего дня остается чуть ли не единственным источником информации для большинства населения. Согласно исследованиям, проведенным в апреле NDI, 72 процента населения говорит, что получает информацию как раз через телевидение.

Соответственно, политические наблюдатели соглашаются с тем, что изменение информационной политики на самом рейтинговом канале страны окажет существенное влияние на парламентские выборы 2020 года.

Несмотря на утверждения обратного, никто не сомневается, что новый владелец и менеджмент будут стараться изменить редакционную политику канала.

Уже бывшие владельцы канала братья Караманишвили, а также Николоз Накопия являются приближенными к Саакашвили бизнесменами и членами его команды. Никто не сомневается, что за этими именами стоял Михаил Саакашвили, который, даже будучи за границей, в большой степени определял политику этого канала и постоянно появлялся  в эфире с комментариями.

В период пребывания у власти «Грузинской мечты» этот оппозиционный канал создавал власти самый большой дискомфорт своими  политическими ток-шоу или острыми сюжетами о коррупции, непотизме, проблемах в судебной системе, о деятельности неформального правителя страны и т.д.

Бидзина Иванишвили в своих интервью постоянно упоминал «Рустави- 2» как «машину лжи» и «партийное телевидение националов». Журналисты подсчитали, что в одном из своих последних интервью, которое Иванишвили дал тележурналистам осенью прошлого года, за несколько дней до президентских выборов, он в течение двух с половиной часов 40 раз упомянул «Рустави-2».

Как раз в этом интервью Иванишвили сказал фразу, которая в последствии стала крылатой:

«Если сегодня выключить «Рустави-2», мы увидим в стране только возрождение и подъем», — заявил он.

Тогда Иванишвили говорил, что «Рустави-2» держит в заложниках часть общества и обманывает его, но скоро это прекратится.

«У «Рустави-2» не будет возможности – и это я вам обещаю – не пускать на телевидение другое мнение, запирать и держать в заложниках очень большую часть населения», — сказал Иванишвили. Тогда телекомпания восприняла эти слова как угрозу.

«Сегодня мы форсированно получаем процесс разрушения медиаплюралистичной среды»

Пятнадцать неправительственных организаций Грузии заявляют, что после вынесения  решения Страсбургского суда по «Рустави-2» в стране создалась реальность, «которая является большим вызовом для хрупкой грузинской демократии и создает серьезную опасность для плюралистичной медиасреды».

В заявлении говорится о той важной роли, которую «Рустави-2» играл в грузинской медиасреде.

По оценке неправительственных организаций, сегодня важно сохранить  редакционную независимость журналистов и защитить их трудовые интересы.

Подписавшие обращение организации подчеркнуто заявляют о заинтересованности властей в этом процессе:

«Вне сомнения, смена владельца «Рустави-2» входила в интересы властей, о чем они неоднократно открыто заявляли. Важно, чтобы в грузинском медиапространстве не происходило продолжения порочной практики, при которой смена владельца/менеджмента прямо отражалась бы на критичной по отношению к власти редакционной политике вещателя».

Медиаэксперты также отмечают, что ситуация, сложившаяся вокруг «Рустави-2» негативно скажется на медиасреде и демократическом развитии Грузии.

«Сегодня мы форсированно получаем процесс разрушения медиаплюралистичной среды и, возможно, очень скоро мы получим в стране одностороннюю медиасреду, где будем слышать одну и ту же информацию и видеть ток-шоу одного и того же содержания и контекста», — говорит медиаэксперт З. Коридзе.

Для него во всей этой истории самое возмутительное то, что это решение принято именем европейской институции.

По словам Коридзе, до сих пор Запад и западные структуры в грузинском обществе играли роль  определенного защитного механизма, который мог влиять на единоличные решения власти.

«Больше у нас нет этой опоры. В европейской действительности что-то поменялось качественно. Она вышла из контекста, заперлась в узком правовом русле и пришла к решению, которое, возможно, формально может быть правильным. Те судьи, может быть, не испытывают дискомфорта от принятия этого решения, но они создают дискомфорт Евросоюзу. Мы должны показать международным организациям и международному сообществу, что мы, граждане Грузии, хотим независимости. Если мы откажемся от независимости, они вместо нас сражаться не будут», — говорит он.


Читайте также